21 апреля 1216

На берегу реки Липицы произошло сражение, в котором участвовало объединённое войско Новгорода, Пскова, Смоленска, Торопца, Ростова, с одной стороны, и княжеские дружины Владимира, Переяславля, Бродов, Мурома, Суздаля и других уделов — с другой. Объединённое войско возглавляли торопецкий удельный князь Мстислав Удатный и его союзник — ростовский князь Константин Всеволодович, оспаривавший великокняжеский престол у своего брата Юрия Всеволодовича.

Универсальное орудие плотника
февраль 2010 г. | Категория: Культура  | Просмотров: 15620
Топор - универсальное орудие рязанского плотника

Топор — универсальное орудие плотника, как бы продолжение его рук. К нему привыкали, делали топорище по своему вкусу, плотник не мог работать чужим инструментом. Им валили деревья, очищали от сучьев и коры, раскалывали бревна на доски. С помощью топора припазовывали бревна, делали врубки, вязали венцы—горизонтальные ряды бревен в срубе. На строительство шел только рубленый лес: давно замечено что пиленые бревна и доски легко впитывают влагу, быстрее разбухают и гниют. С рублеными дело обстояло наоборот: от ударов топора выступающие торцы становились как бы закупоренными. Бревна на тес, то есть доски (от глагола «тесать»), раскалывали при помощи клиньев. Основные части зданий рубили без применения пилы и гвоздей.

Кузнецы железу
май 2009 г. | Категория: Культура  | Просмотров: 9490
Домница

«Кузнец — всем ремеслам отец», — гласит русская пословица. Из черного металла рязанские кузнецы изготовляли разнообразные орудия труда, бытовую утварь, оружие, конскую сбрую.

Пришлому человеку не нужно было спрашивать дорогу к кузнице. Уже издали он слышал тяжелые удары молота, веселый звон ручника о наковальню, непрерывные вздохи кожаных мехов. И, переступив порог, он видел освещенного пламенем горна полуобнаженного человека. Черный от копоти, этот повелитель стихийных сил природы казался суеверному уму неким выходцем из преисподней.

Гончары
май 2009 г. | Категория: Культура  | Просмотров: 10007
Гончарный горн

Среди археологических находок наиболее многочисленны черепки керамической посуды. Их огромное количество, исчисляемое сотнями тысяч, поражает неспециалиста, но ведь изделия из обожженной глины, пусть даже и в обломках, практически сохраняются вечно. От деревянной же утвари уцелели до нашего времени только металлические части, например железные дужки от ведер.

Как показало исследование керамики, гончарное ремесло Рязани не оставалось без изменений, хотя формы и орнаментация посуды в целом устойчивы. Для точного определения времени горшков, помимо других признаков, особенно важна профилировка их венчиков, так как в различные периоды их формовали по-разному.

Стеклоделы
май 2009 г. | Категория: Культура  | Просмотров: 9227
Стеклянные изделия

Мастерские стеклоделов в Рязани пока не обнаружены. Но об их существовании свидетельствует находка бракованного браслета, смятого в момент изготовления.

Как показали подсчеты специалистов, рязанские стеклоделы предпочитали бирюзовые и зеленые браслеты. Стекло окрашивали введением микропримесей к основному составу — окисла меди для бирюзовых, окисла марганца для фиолетовых. Рязанские женщины носили и стеклянные перстни.

Кузнецы меди
июнь 2009 г. | Категория: Культура  | Просмотров: 9631
Мастерская

Слово «кузнец» — производное от «кузнь», что означало всякую поделку из металлов, в том числе меди, бронзы и серебра. Мастера Рязани владели разнообразными приемами литья сплавов на медной и оловянной основе.

Рязанские «кузнецы меди» были универсальными мастерами, владеющими тиснением, штамповкой, чеканкой, гравировкой. Их инструментарий включал простую и фигурную наковальню, молоточки, чеканы, клещи, пинцеты, сверла, резцы, доски для волочения проволоки, ножницы по металлу. Судя по археологическим находкам, умельцы Рязани ничуть не уступали ювелирам крупнейших городов Руси.

Косторезы
июль 2009 г. | Категория: Культура  | Просмотров: 13472
Рукоятка ножа

Наименования резчиков по кости отражали их специализацию или инструментарий, которыми они пользовались. Работа костореза — сложная и длительная, идет ли речь об утилитарных предметах массового спроса или художественных произведениях. Кость прочнее древесины, ее обработка требует большей затраты труда. Мастера костяных дел изготовляли и мелкие поделки из дерева: ведь инструменты были одни и те же. Это — пила и сверло, нож и резец, струг, токарный станок. Об устройстве токарного станка, на котором вытачивали круглые объемные вещи, например шашки, пуговицы, ничего сказать нельзя. Остальные инструменты косторезов хорошо известны по раскопкам в Рязани.

Кричники
ноябрь 2009 г. | Категория: Культура  | Просмотров: 6710
Рязанские хоромы

Кузнецы приобретали металл у плавильщиков железа. Их огнеопасные мастерские обнаружены в самых густонаселенных кварталах Рязани, а не в стороне от них.

Сырьем для выплавки железа служили болотные и луговые руды. Их богатые запасы известны на всей территории лесной полосы Восточной Европы, в том числе в бассейне Средней Оки. Рудные месторождения, залегавшие у самой поверхности, отыскивали щупами-«рожнами». Руду извлекали из-под дерна и торфа деревянными лопатами с железными оковками-«рыльцами». Затем ее промывали, сушили, дробили и слегка обжигали. После этих операций руда поступала в сыродутный горн.

Ларечная кузнь
сентябрь 2010 г. | Категория: Культура  | Просмотров: 13620
Рязанские хоромы

В Древней Руси под словом «кузнь» обычно понимали сочетание любых металлических или же ювелирных изделий из золота и серебра. «Женской кузнью» называли фамильные драгоценности, предметы парадного убора, которые бережно хранили в ларцах и передавали по наследству от поколения к поколению.

Рязанские серебряники безукоризненно владели такими сложными приемами, как скань, зернь, чернь, позолота.

Ремесленники Рязани в совершенстве владели секретами искусства черни. Черневые орнаменты красовались на блестящей поверхности вещи или же, наоборот, - на черном фоне эффектно выделялись позолоченные рисунки. В состав черни входили серебро, медь (или олово), свинец и сера в определенных пропорциях. При плавке порошок из этих металлов, тонким слоем нанесенный на предмет, легко и прочно соединялся с поверхностью.