Загрузка.
Пожалуйста, подождите...

 
 

Строительство Рязани

Май 2009 г. | Категория: Зодчество  | Просмотров: 8942

Северное городище Рязани Древнейший город, основанный на высоком северном мысе на месте городища городецкой культуры и языческого святилища, стал средоточием пришлого люда, центром политической и хозяйственной активности в окружающем аграрном мире. Возникновение укрепленного поселения на далекой юго-восточной окраине Древнерусского государства вполне закономерно: это и обращенный в сторону степей военный форпост, и крепость, призванная обезопасить окско-волжский путь, который вел в сказочно богатые страны Востока, это и «погост»— место стоянки «гостей»— именитых купцов, ведущих торговлю с чужими странами, и вместе с тем стан для князей и сборщиков дани. Сюда стекались подати пушниной с подвластных финно-угорских племен. При слабости внутреннего обмена ремесленники выполняли заказы самих горожан и проезжих торговцев-воинов.

  • 68
 (голосов: 33)

Строение Рязани

Май 2009 г. | Категория: Зодчество  | Просмотров: 10560

Пронские ворота Рязани С напольной стороны, где ров летом высыхал и откуда скорее всего ждали приступа, перед городнями ставили надолбы — вкопанные стоймя заостренные столбы. Вал отделялся от рва бермой — горизонтальной площадкой перед стеной шириной около 2 метров, защищавшей насыпь от размыва. С той же целью могли делать ступенчатые откосы, укрепленные бревнами. Чтобы усилить водную преграду с севера, в устье Серебрянки возводили запруду.

От древнейших северных ворот, выводящих к Оке (по трассе современной дороги), через город шла основная магистраль к Ряжским воротам, от которых отходили улицы к воротам Исадским, Пронским, Оковским, Борисоглебским и Южным. Места воротных башен сейчас отмечены оплывшими проездами в валах: первоначальная ширина «ворот городных» не превышала 10 метров. Направление уцелевших валов, сильно поврежденных оврагами, помогает нам воссоздать оборонительный узел у Южных ворот. От них дорога выводила к Оке и продолжалась дальше, связывая между собой прибрежные села до устья Прони. Перед Южными воротами концы вала шли параллельно, так что враг, врывавшийся в узкий проезд между двумя стенами, попадал под фланговый обстрел. Щит на левой руке прикрывал воина только с одной стороны, и проникнуть невредимым ко вторым воротам через этот проход было нелегко.

  • 68
 (голосов: 50)

Оборонительные сооружения

Январь 2010 г. | Категория: Зодчество  | Просмотров: 7907

Оборонительные сооружения Рязани Старорязанские валы представляли собой мощное сооружение, являвшееся надежной защитой от врага. В настоящее время они сильно оплыли, и поэтому их размеры значительно меньше древних. Оборонительные сооружения Старой Рязани в виде огромных валов высятся и сейчас, представляя один из редких по мощности и сохранности памятников эпохи. Город был красиво расположен над рекой и господствовал над окружающей местностью. С возвышенного берега обозревался большой участок Оки до устья судоходной в древности реки Прони. Связь оборонительных сооружений с ландшафтом была так органична, что даже сейчас, когда, кроме валов на поверхности земли, не осталось никаких архитектурных памятников, совершенно ясны преимущества избранной древними строителями территории для основания города.

  • 85
 (голосов: 18)

Борисоглебский собор

Апрель 2010 г. | Категория: Зодчество  | Просмотров: 17108

План Борисоглебской церкви в Рязани До 1836 г., когда Дмитрий Тихомиров, известный уроженец Спасска, местный любитель старины из купеческого семейства, решил приступить к раскопкам: над плоским плато Старорязанского городища возвышались три холма, хранившие под собой остатки каких-то полностью разрушенных монументальных зданий. Крестьяне, добывавшие из холмов камень и кирпич для своих построек, называли эти места «каменищами».

Первый раскопанный на городище храм построили во имя князей Бориса и Глеба, причисленных русской церковью к лику святых. Культ этих помощников русских князей в борьбе с междоусобицами и иноплеменной агрессией имел ярко выраженный патриотический характер.

В 1886 г. на его месте построили часовню, а в 1913 - 1914 гг. на средства местной помещицы Стерлиговой соорудили громоздкий кирпичный собор, похоронивший под собой остатки древнего храма. Видные издалека, его «романтические» руины неизменно вызывают любопытство приезжих и экскурсантов.

  • 85
 (голосов: 28)

Строительство Борисоглебского собора

Апрель 2010 г. | Категория: Зодчество  | Просмотров: 6394

Клейма на кирпичах Борисоглебского собора Попробуем перенестись в 60-е гг. ХII в., когда по приглашению рязанского князя в стольный город прибыла черниговская строительная артель-дружина. Во главе ее стоял зодчий, руководитель всех строительных работ, которого почтительно называли «мастером», «здателем», «художником» или «хитрецом». Квалифицированные мастера «первой руки» выполняли ответственные задания, подбирали для подсобных операций работников-наймитов. Современные архитекторы вычислили, что для возведения кирпичной кладки собора за четыре строительных сезона в артели должны были работать 15—16 каменщиков. Из Чернигова прибыли плотники для изготовления опалубок, лесов, кружал и других деревянных конструкций для выкладки сводов, а также группа формовщиков и обжигальщиков кирпича-плинфы — плинфотворителей — всего около шести человек.

  • 85
 (голосов: 14)

Успенский собор

Октябрь 2010 г. | Категория: Зодчество  | Просмотров: 7873

План Успенской церкви в Рязани Успенские соборы строили почти во всех древнерусских городах, ибо праздник Успения (кончины) Божьей матери был очень популярен на Руси, где слился с языческим торжеством в честь окончания жатвы хлебов. Поскольку с почитанием Богородицы связывали убеждение в ее охранительной роли по отношению к городу, княжеству, Успенские соборы по традиции становились кафедральными, то есть в них располагалась кафедра епархиального архиерея. Для людей средневековья Богоматерь — великая заступница и утешительница, служащая страждущему человеческому роду, идеал чистоты, смирения и кротости, терпеливой стойкости в испытаниях. Она облегчает страдания и, как бы нисходя на землю, указывает истинный путь заблудшим, вселяя в них любовь и веру.

Собор, раскопанный А. Л. Монгайтом в 1949 г., должен быть назван Успенским. Основанием для этого предположения служит то обстоятельство, что в древнерусской архитектуре существовал особый тип Успенских соборов, к которому и относится старорязанское здание. Это широко распространенный, в особенности в XII в., тип шестистолпных трехнефных храмов. Не все, конечно, шестистолпные трехнефные храмы были посвящены празднику Успения, но все Успенские храмы принадлежат к этому типу. Указанный факт имеет важное значение в истории древнерусской архитектуры.

  • 85
 (голосов: 14)

Спасский собор

Март 2010 г. | Категория: Зодчество  | Просмотров: 6456

План Спасской церкви в Рязани В 1888 г. в надежде открыть руины княжеского дворца А. В. Селиванов приступил к раскопкам холма на берегу северо-западной части Южного городища. Под ним оказались остатки церкви, разобранной целиком, включая фундамент. Это был выложенный из кирпича четырехстолпный трехапсидный храм с двумя приделами, имевшими свои алтарные выступы. Пол здания выложен из кирпичей. Церковь погибла в огне: при разборке строительного мусора обнаружено много угля и золы, куски сплавленного стекла, меди, олова, вероятно от кровли. Снаружи и внутри здания расчистили около 60 погребений. Часть из них относилась к кладбищу XIII в. возле алтарной стены. Покойников хоронили в деревянных гробах, в изголовье клали кирпич или камень. Положенные вместо подушки, они подчеркивали аскетический, праведный образ жизни усопших, служили орудием усмирения плоти, залогом загробного спасения. Эта черта погребального ритуала, бедность одеяний покойников и отсутствие при них вещей говорят о строгом следовании христианским заповедям нестяжания. На груди одного из скелетов оказался кожаный плетеный крест.

  • 85
 (голосов: 18)

Хоромы

Август 2011 г. | Категория: Зодчество  | Просмотров: 8646

Рязанские хоромы Так на Руси называли все жилые и хозяйственные постройки внутри двора-усадьбы, принадлежавшей одному владельцу. Простыми хоромами мог владеть любой свободный человек, это не обязательно храм или дворец.

В рязанских «избах», «истопках», как в Древней Руси называли отапливаемое помещение, преобладал архаический южнорусский тип планировки: печь, устьем обращенная ко входу, стояла в дальнем от него углу. Осью ориентации служила диагональ: красный угол - печь.

Печь, источник тепла и уюта, - это «языческий» центр жилища. В ней готовили не только обыденную, но и обрядовую пищу («печь в дому - то же, что алтарь в церкви: в ней печется хлеб»), использовали при лечении заболеваний благодаря поверьям об очистительных свойствах освоенного огня: одинокий добрый дух жилья - домовой ютился не только в подполье или на чердаке, но и под печью, и потому его ласково называли «запечным дедушкой». Угол с печью указывал на тьму, на заход, а противоположный ему красный, наиболее почетный, с полкой-божницей, где стояли иконы, - на полдень, на свет, восход. Так своеобразно русское двоеверие нашло воплощение и в структуре жилища.

  • 68
 (голосов: 13)

Дом воеводы

Октябрь 2011 г. | Категория: Зодчество  | Просмотров: 6651

Дом воеводы в Рязани

Двор воеводы с монументальным дворцового типа зданием, одновременно жилым и хорошо приспособленным для обороны, оно раскопано на самом краю высокого окского берега и, примыкая к западной оборонительной стене, сильно возвышалось над ней. Постройка сгорела дотла, так что ее размеры и план определили только по границам пожарища — слою золы, угля, обгоревших бревен. Тем не менее удалось восстановить этот сложный архитектурный ансамбль. Нижний этаж большого дома состоял из двух изб с кирпичными основаниями печей (2x2 м), с узкими сенями между отапливаемыми помещениями. К тыльной части дома примыкала маленькая клеть-кладовая с углубленным в стенку очагом. В клети два десятка замков и ключей к ним, множество гвоздей, бересту для обертки железных вещей, чтобы они не ржавели.

  • 68
 (голосов: 16)