Первые жители Рязани

май 2009 г. | Категория: IX - начало XII вв  | Просмотров: 14632

Для выявления направлений миграции славянских поселенцев в район Рязани большое значение имеет исследованный огромный курганный могильник, оставленный обитателями раннего города. Некрополь тянется широкой — до 200 метров — полосой на протяжении почти 800 метров южнее Северного городища, вдоль кромки высокого берега Оки. С середины XII в. его место занял разросшийся город. Раскопки показали, что на 100 кв.м некрополя приходится около пяти погребений, следовательно, их общее число доходило до 8 тысяч

Попробуем произвести некоторые демографические под счеты. Если исходить из средней площади усадьбы-домохозяйства в 200 кв. м и характерного для средневековья размера семьи в 4—6 человек, то в пределах Северного городища могло одновременно жить до 1500 человек. Вместе с населением подола количество жителей Рязани к середине XII в. могло достигать 2 тысяч человек. Известно, что в X—XV вв. средняя продолжительность жизни равнялась примерно 25, а в демографически благоприятные периоды — 30—35 годам. Таким образом, за первое столетие существования Рязани сменилось 4—5 поколений.

Новые археологические и антропологические изыскания подтверждают эти расчеты. Очень высокая рождаемость в средневековом городе сопровождалась неслыханно высокой детской смертностью. Особенно велика была смертность среди младенцев в первые недели жизни. По подсчетам некоторых ученых из 10 родившихся лишь один достигал зрелого возраста. Если ребенок не умирал в первые дни жизни, то в дальнейшем становился жертвой инфекционных заболеваний — оспы, дизентерии, скарлатины, кори: уровень медицины того времени был крайне низок. Детей в семье редко было больше двух. Половозрастной состав погребенных следующий: мужчин 35%., женщин 20%., детей от 6 до 13 лет 20%., остальные неопределенные.

Молодые женщины часто умирали во время родов, средний женский возраст был на четверть короче мужского: многие мужчины переживали двух-трех жен. Молодые люди массами погибали в результате сильно распространенного рахитизма, антисанитарии, плохого питания.

Среди изученных антропологами рязанских материалов мало старческих черепов. Лишь немногие доживали до 50—60 лет, а этот возраст в ту эпоху считали уже весьма преклонным — старость начиналась очень рано, с нашего зрелого возраста. Миром правили молодые: Александр Невский и его сын, московский князь Даниил, умерли в 43 года, Дмитрий Донской — в 39 лет. Большинство черепов из могильника Рязани принадлежат лицам возраста 20—35 лет, причем мужских исследовано гораздо больше, ввиду их лучшей сохранности.

К множеству преждевременных смертей в городах и весях Руси вели массовые эпидемии, а у бедняков — голодовки, косившие десятки тысяч людей и приводившие к голодному тифу и другим болезням. О хрупкости человека перед лицом стихийных сил природы говорят наши летописцы. Над людьми господствовал «аграрный календарь»: чередование хороших, менее хороших и плохих урожаев.

Летописцы рассматривали природу как действующее лицо истории: она активно вторгается в жизнь Русской земли, принося ее жителям то изобилие «плодов всяческих», то страшные бедствия, сопровождаемые небесными предзнаменованиями. «В те же времена (1092 г.) было знамение в небе — точно круг посреди неба превеликий: В тот же год засуха была, так что изгорала земля, и многие леса возгорались сами и болота... В те же времена многие люди умирали от различных недугов, так что говорили продающие гробы, что «продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста семь тысяч». Это случилось за грехи наши». Всего в XI в. в русских летописях отмечены восемь засух, одно дождливое лето, одна ураганная буря, четыре суровые зимы, одно высокое наводнение и одно землетрясение. «Мор на людей во всей Русской земле» отмечен в 1083 г.

Одна из причин переселенческого движения — бегство от голода. Когда в 1128 г. в Новгородской земле погибли все хлеба и умершие лежали прямо на улицах сел и городов, все, кто только мог, разбрелись по чужим землям.

Экстремальные климатические явления: «бездожие», нашествия саранчи, необычайные снегопады—не миновали и плодородных суздальских и рязанских областей. 1223 год: «Было очень жарко... мгла как будто прилегла к земле, так что и птицы по воздуху не могли летать, но падали на землю и умирали, и звери всякие дикие в города и в села к людям приходили не видя, и страх и ужас обуял всех» (Суздальская летопись). 1228 год: «Поход на мордву не состоялся... Дожди шли день и ночь... В этом году рожь не родила по всей нашей земле, и дорог был хлеб». (Там же). В 1230 г. почти перед монгольским нашествием Русь потеряла от голода и эпидемий значительную часть населения, многие города обезлюдели. Только в Смоленске в братских могилах похоронили 32 тыс. человек. Согласно Псковской летописи, «иные простые люди резали живых людей и ели». К массовой смертности, особенно среди скученного городского населения, приводили эпидемии чумы и холеры, этой «многоглавой гидры»; были распространены малярия, туберкулез, проказа. Налицо слабая сопротивляемость плохо питающегося и плохо защищенного от холода населения. Люди гибли в войнах с внешними врагами и междоусобных распрях. Выдающийся голландский историк Й. Хёйзинга писал об условиях жизни в средневековье: «Бедствиям и обездоленности неоткуда было ждать облегчения, в ту пору они были куда мучительнее и страшнее. Болезнь и здоровье рознились намного сильнее, пугающий мрак и суровая стужа зимою представляли собой настоящее зло... Современному городу едва ли ведомы непроглядная темень, мертвая тишина, впечатляющее воздействие одинокого огонька или одиночного далекого крика». Высокая детская смертность притупляла чувства, привыкшие к нескончаемому трауру. Постоянная угроза вражеского нашествия и разбоя, чумы, пожара и голода, удивительная восприимчивость к «сверхъестественным» явлениям, гнетущий страх перед кознями дьявола и адскими муками рождали в народе ощущение тревоги и беззащитности, придавали существованию непреходящий привкус бренности.

Поскольку смертность в городе была выше рождаемости, население пополнялось непрерывным притоком извне. Состав рязанцев постоянно менялся за счет групп переселенцев из ближних, но чаще — дальних деревень. Хлебородные земли по Средней Оке стали тем магнитом, тягу к которому не смогла преодолеть половецкая угроза. Немаловажную роль сыграло богатство края легкодоступными луговыми и болотными железными рудами, высококачественными гончарными глинами для изготовления посуды.

Возникновение новых городов, где смешивалось пришлое население, сопровождалось заменой древних родоплеменных связей территориальными. Славянское заселение. Муромской и Рязанской земель происходило мирным путем и небольшими группами из разных районов Руси. По рекам и реже — по сухопутным дорогам двигались отдельные семьи из двух-трех поколений, во главе которых могли стоять родные братья. Под защитой городских стен родственные коллективы при свободе выдела женатых сыновей легко делились на малые семьи. Исследование могильника и дворов-усадеб Рязани свидетельствует о преобладании в городе автономных малых семей, ведущих индивидуальное хозяйство. Имуществом распоряжался глава семьи, наследниками становились дети и жена. На Руси XI—ХIII вв. у князей и бояр, свободных горожан и земледельцев, у несвободных холопов письменные источники отмечают лишь малые супружеские семьи. Основной единицей налогообложения стало домохозяйство-«очаг». В Древней Руси значение слова «дом» — это и хозяйство, а значит, имущество и богатство, родной кров со всеми припасами и одновременно — семья, домашние: те, кто живет вместе.

В рязанском могильнике легко выделяются семейные погребения: в одной яме нередко хоронили двух человек — женщину (чаще) или мужчину с ребенком или подростком. В одном случае, судя по положению костей, отец как бы обнимал сына. Встречены захоронения супружеской пары, а также двух детей. Такие картины свидетельствуют об одновременности наступившей смерти. К «участкам» одной семьи относятся могилы внутри круглых оградок — взрослого и ребенка. Как погребения близких родственников можно рассматривать расположенные в ряд могилы с минимальными интервалами и одинаковой ориентировкой. Среди них расчищены парные (мужчина и женщина, женщина и ребенок) или из трех-четырех человек, на пример, мужчина, женщина и ребенок, причем он похоронен в ногах родителей — отсюда необычная ориентировка головой к северу. В других группах лежали рядом родители и двое детей, а также четверо детей, видимо, погибших в одно время. С массовой смертностью в результате эпидемий или голодовок можно связать и некоторые скопления бессистемно расположенных могил. Одиночные захоронения в стороне от других подтверждают известный тезис об обилии среди первопоселенцев холостых мужчин. Средневековый город — это мир не столько кровных родственников, сколько соседей. Непременным условием их выживания были взаимопомощь и солидарность при решении общих насущных задач, Скорее всего, до середины XII в. Рязань представляла собой суверенную городскую общину из лично свободных людей, вчерашних отважных пионеров-колонистов. Их и их потомков еще ждал повседневный созидательный труд. Верховную власть в Рязани могло осуществлять народное собрание-вече, где решали вопросы войны и мира, определяли внутреннюю и внешнюю политику, выбирали авторитетных вождей.