«По Оцh рhцh, гдh потече въ Волгу, Мурома языкъ свой и Черемеси свой языкъ, Мордва свой языкъ», говорит наш начальный летописец, перечисляя народы, населявшие древнюю Россию. «А се суть инiи (т. е. не славянские) языци, иже дань дають Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Мордва »и пр. Следовательно, речная область Оки в первый раз является в истории с обитателями финского или чудского племени. Но заговорив о финском племени и его подразделениях, мы чувствуем под собою почву, далеко нетвердую. Этот важный элемент в составе Русского государства представляет еще задачу для истории, и мы пока напрасно ищем в ученой литературе авторитета, на который могли бы смело опереться в своих выводах. Особенно мало сделано для истории и этнографии финнов восточной России.
Самым крайним славянским племенем на востоке в IX в. являются вятичи. О происхождении вятичей и их соседей радимичей сохранилось у летописца, как известно, любопытное предание, из которого заключают, что эти племена, отделившиеся от семейства Ляхов, заняли свои места гораздо позднее других славян и что в народе еще в XI веке сохранилась память об их движении на восток. Вятичи заняли верхнее течение Оки, и таким образом пришли в прикосновение с мерею и мордвою, которые, по-видимому, без особенной борьбы подвинулись на север. Едва ли могли существовать серьезные причины к столкновению с пришельцами при огромном количестве порожних земель и при ничтожности домашнего хозяйства у финнов. К тому же и самое финское племя, скудно одаренное от природы, с явным недостатком энергии, вследствие неизменного исторического закона должно было всюду отступать перед породою, более развитою. Трудно провести границы между мещерою и ее новыми соседями; приблизительно можем сказать, что селения вятичей в первые века нашей истории простирались до реки Лопасни на севере и до верховьев Дона на востоке.
Для нас особенно важно деление волостей между сыновьями Ярослава I. Оно надолго определило дальнейшее развитие отдельных частей древней России. Святослав Ярославич получил на свою долю Черниговский удел. К этому уделу кроме Северской земли причислялась долина Оки и Тмутраканское княжество, точно также как к переяславскому уделу Всеволода принадлежало почти все верхнее Поволжье. Существование такого деления подтверждается событиями восточной Руси во второй половине XI в. и особенно Любецким съездом, на котором все течение Оки навсегда укреплено за родом Святослава Ярославича. Подобная обширность владений, сосредоточенных в руках одного рода, нисколько не смущала остальных князей. Вся эта лесная глушь имела в их глазах очень мало цены. Сами Святославичи, как увидим, долго не могут помириться с угрюмою природою своих уделов, и обнаруживают стремление к заветному Приднепровью.
Первое упоминание о Рязани находим в Лаврентьевской летописи под 1096 г., когда изгнанный из Чернигова князь Олег Святославич пошел к Смоленску, «и не прияша его смолняне и иде к Рязаню». Боровшийся с ним сын Владимира Мономаха Изяслав «пришед, створи мир с рязанци». Уже в то время с рязанцами приходится считаться как с реальной политической силой. Естественно, город, входивший в состав Муромской земли, где находился старейший престол, основан ранее первой летописной даты, предположительно в 50—60-е гг. XI в. при черниговском князе Святославе Ярославиче, что подтверждают и археологические материалы. По свидетельству летописца, Святослав получил «всю страну восточную и до Мурома», вошедшую в состав черниговской епископии.
Во второй половине XIX в. Н. В. Любомудровым (1874) была высказана версия, согласно которой топоним Рязань возник из наименования одного из мордовских племен — эрзя. Как известно, среднее течение Оки в древности населяли угрофинские племена — мурома, мещера, мордва, меря, черемиса и другие. (Отсюда бы вроде и «Ока» — производное от чудского «йок» или «йокки», что означает «река», «вода»).
Древние арабские писатели, рассказывая о населяющих эту местность племенах, не упоминают о мордве, а говорят о народе эрза, арза или эрзань. Очевидно, под этими именами у арабов и были известны мордовские племена.
Данная версия больше всего заслуживает внимания. Рязань, как славянский город, возникла в IX — X вв. на территории, ранее занятой поселением мордовского племени эрзя. Следы этого мордовского посёлка сохранились в северной части городища; тут же рядом находится могильник, принадлежавший древним насельникам. От названия мордовского племени и произошло наименование славянского города. Рязань — это славянская форма слова эрзань. Так зовёт себя одна из ветвей мордовского народа и сейчас (эрзя в отличие от мокши).
Для выявления направлений миграции славянских поселенцев в район Рязани большое значение имеет исследованный огромный курганный могильник, оставленный обитателями раннего города. Некрополь тянется широкой — до 200 метров — полосой на протяжении почти 800 метров южнее Северного городища, вдоль кромки высокого берега Оки. С середины XII в. его место занял разросшийся город. Раскопки показали, что на 100 кв.м некрополя приходится около пяти погребений, следовательно, их общее число доходило до 8 тысяч.
Попробуем произвести некоторые демографические под счеты. Если исходить из средней площади усадьбы-домохозяйства в 200 кв.м и характерного для средневековья размера семьи в 4—6 человек, то в пределах Северного городища могло одновременно жить до 1500 человек. Вместе с населением подола количество жителей Рязани к середине XII в. могло достигать 2 тысяч человек.
В ходе колонизации неведомых просторов и их освоения мирными земледельцами «чужое» становилось «своим». «Впереди мужика, за плугом идущего, нет никого,— пишет Колесов.— Он открывает мир, неоглядный и странный в своей красоте и силе. И если, вступая в поле, купец и воин сражаются с черной силой и между собой, пахарь в труде покоряет землю, оставляя за своей спиной города и веси, и всю эту русскую землю, сделав ее своей».
Из каких областей Руси и по каким путям шло первоначальное переселенческое движение в район Рязани, где со второй половины XI в. возникают города и со временем завязывается прочный народнохозяйственный узел?
Олег удалился в одно из наследственных владений своего рода, в Рязань. Но заранее можно было предвидеть, что гордый и храбрый князь не останется спокойно в этой бедной волости, которую надобно было еще делить со своим младшим братом, и не потерпит дальнейшего нарушения своих прав на сравнительно богатый Муром. Он и теперь не захотел выполнить данного слова ехать в Киев и положиться на правосудие враждебных князей; а, по обыкновению, предпочел решить дело оружием. В том же 1096 г. Олег присоединил к Рязанской дружине воинов своего брата Давида и пошел на племянника.
Первое знакомство с младшим Святославичем дает нам не совсем выгодное понятие о его личности. Ярослав в повиновении у своего брата, и подле него не обнаруживает никаких признаков собственной воли; на поле битвы он является несчастным вождем, и первый обращается в бегство, услыхав о приближении передового неприятельского отряда. Наконец до 1097 г. он как будто не имеет собственного удела, потому что Олег распоряжается в Муроме и в Рязани как полный хозяин. Но было бы слишком поспешно заключать о его ничтожности с первого поверхностного взгляда.