21 апреля 1216

На берегу реки Липицы произошло сражение, в котором участвовало объединённое войско Новгорода, Пскова, Смоленска, Торопца, Ростова, с одной стороны, и княжеские дружины Владимира, Переяславля, Бродов, Мурома, Суздаля и других уделов — с другой. Объединённое войско возглавляли торопецкий удельный князь Мстислав Удатный и его союзник — ростовский князь Константин Всеволодович, оспаривавший великокняжеский престол у своего брата Юрия Всеволодовича.

Успенский собор

октябрь 2010 г. | Категория: Зодчество  | Просмотров: 12670
План Успенской церкви в Рязани
План Успенской церкви в Рязани

Черниговские строители построили в Рязани еще один, самый крупный храм, названный в «Повести о разорении Рязани Батыем» «великой церковью», «церковью соборною пресвятой Богородицы». Его длина по фундаментным рвам — 31,6 м, ширина — 20 м. Впервые упомянутый летописцем под 1237 г., Успенский собор являлся главным общегородским храмом, где служил местный архиерей — высший чин из числа черного духовенства, а после образования рязанской епископии — епископ. Именно здесь, «во святой церкви», наподавшие «епископа и священников огню предали». После нашествия пожженная церковь простояла недолго.

Собор, раскопанный в 1949 г., должен быть назван Успенским. Основанием для этого предположения служит то обстоятельство, что в древнерусской архитектуре существовал особый тип Успенских соборов, к которому и относится старорязанское здание. Это широко распространенный, в особенности в XII в., тип шестистолпных трехнефных храмов. Не все, конечно, шестистолпные трехнефные храмы были посвящены празднику Успения, но все Успенские храмы принадлежат к этому типу. Указанный факт имеет важное значение в истории древнерусской архитектуры.

Все трехнефные тестистолпные храмы восходят к Успенской церкви Киево-Печерской лавры, которая послужила прототипом для многочисленных древнерусских каменных зданий. Последующее развитие этого архитектурного типа в зданиях Киева, Чернигова и других русских городов показывает, что с самого начала русская каменная архитектура была в значительной степени независима от Византии. Шестистолпные трехнефные храмы, отличающиеся простотой и компактностью плана, могут рассматриваться как национальный русский тип здания, непрерывно прослеживающийся на протяжении многих лет развития нашей древней архитектуры.

Успенские соборы строили почти во всех древнерусских городах, ибо праздник Успения (кончины) Божьей матери был очень популярен на Руси, где слился с языческим торжеством в честь окончания жатвы хлебов. Поскольку с почитанием Богородицы связывали убеждение в ее охранительной роли по отношению к городу, княжеству, Успенские соборы по традиции становились кафедральными, то есть в них располагалась кафедра епархиального архиерея. Для людей средневековья Богоматерь — великая заступница и утешительница, служащая страждущему человеческому роду, идеал чистоты, смирения и кротости, терпеливой стойкости в испытаниях. Она облегчает страдания и, как бы нисходя на землю, указывает истинный путь заблудшим, вселяя в них любовь и веру.

Владимир-Волынский Успенский собор
Владимир-Волынский Успенский собор

Для реконструкции и датировки старорязанского Успенского собора наибольшее значение имеет группа зданий середины XII в., с которыми он имеет много общих черт. Это черниговские Борисоглебский (1123 г.) и Успенский (Елецкого монастыря) соборы, киевские Успенская на Подоле («Пирогощая», 1131—1132 гг.) и Кирилловская (1146 г.) церкви, Успенская церковь в Каневе (1144 г.), Владимир-Волынский Успенский сббор (1157 г.) и т. д. Конечно, все эти здания принадлежат к разным строительным школам, и поэтому мы можем отметить лишь их частичное сходство, а не полную аналогию.

Сравнение плана фундаментов Успенского собора с вышеперечисленными памятниками является основой для реконструкции плана рязанской церкви. Основным модулем при разбивке плана была диагональ подкупольного квадрата. Все части постройки, ее высота пропорциональны плану. Подкупольное звено плана представляет собой квадрат со стороной, равной 6 м 16 см. Толщина стен и столбов храма определяется по сохранившимся и обнаруженным при раскопках фрагментам стен; при этом толщина стен оказывается равной одной пятой исходного размера (т. е. стороны подкупольного квадрата), как это было принято у большинства зданий XI—XII вв.

Южный неф храма равен половине ширины большого как продольного, так и поперечного нефов. Северный неф несколько шире южного, что связано с вероятным наличием в толще стены лестницы. Об этом же свидетельствует утолщение в западной части северной стены. Полукруглые колонны по фасадам храма определяются на основании найденных при раскопках фрагментов. Однако углы храма, особенно по восточному фасаду, а также порталы, вход на лестницу, ведущую на хоры, и полуколонки на апсидах нанесены на план по аналогии с другими храмами, так как при раскопках фундамента они не найдены.

Внутри храм был оштукатурен, но не расписан. Полы выложены керамическими плитками с зеленой поливой. Найдено несколько кирпичей с оттиснутым на торце именем плинфотворителя — «Яков».

Для реконструкции внешнего облика здания еще меньше данных. О первоначальных формах здания мы можем судить, сопоставляя его план с уцелевшими памятниками черниговской архитектуры. Снаружи оно было, очевидно, неоштукатуренным; в кладке стен фасада ряды кирпича чередовались с розовым цемяночным раствором. Простой кубический объем здания не имел никаких пристроек. Широкие полуколонки, приставленные ко всем лопаткам, за исключением угловых, были единственным украшением здания. Вероятно, здесь же был аркатурный пояс с расположенным над ним поребриком, как мы это видим в Елецкой церкви. Основанием для такого предположения служит находка лекальных кирпичей, позволяющих реконструировать аркатурный поясок.

Сопоставление планов храмов, однотипных с Успенским собором Рязани, а также строительных приемов и материалов, позволяет датировать Успенский собор началом 50-х гг. XII в. в княжение Ростислава Ярославича. Разросшемуся городу стал необходим величественный кафедральный собор, где при большом стечении народа происходили церемонии венчания князя на княжение, его бракосочетание и другие торжественные ритуалы.

С максимальной точностью удалось установить время его закладки. Дело в том, что при разбивке на земле плана храма продольную ось ориентировали на восток, под которым понимали не географический восток, а направление на первый луч восходящего солнца. Зная азимут продольной оси церкви, магнитное склонение и географическую широту местности, можно по таблицам определить день, когда солнце всходило в данной точке. Ось Успенского собора Рязани всего на три дня не совпадает с праздником Успения Богородицы 15 (28) августа, когда закладывали здание.