Великие княгини рязанские и успехи христианства
Великие княгини Рязанские, подобно Московским, пользовались в своих волостях почти теми же владетельными правами как и сами князья, т. е. правом суда и дани, на что ясно указывают грамоты, жалованные монастырям на различные поместья. Так, например, великая княгиня Анна жалует солотчинскому игумену Арсению куплю свою село Чешуевское в ее Романовской волости; при этом она избавляет людей, которых перезовет Арсений, от повинностей на 5 лет, и оставляет за монастырем резанку, вина, поличное и татин рубль. Судя по тем же грамотам, великие княгини имели у себя также разнообразные штат должностных лиц, т.е. бояр, казначеев, дьяков, волостелей, ямщиков и пр. Они основывают и берут под свое покровительство женские монастыри по-преимуществу. Любопытна в этом отношении другая грамота той же княгини: Софья Димитриевна, супруга Федора Ольговича, некогда пожаловала женскому Зачатейскому монастырю бортное угодье на Михайловой горе.» «А шло с тое вотчины в Зачатью по пяти пуд резанских. «Великая княгиня Анна отдала это угодье в ведение солотчинского игумна и братии с условием, чтобы игумен давал к Зачатью каждый год «на сам праздник на Зачатье по осми пуд резанских, а и рыбою подимать праздник игуменуж.» Замечательно следующее место из одной судной грамоты 1508 г.; оно показывает, как в. княгини уважали распоряжения своих предшественниц: княгиня Анна пожаловала Солотчинскому архимандриту Пахомию лес против Хоткиной Поляны на реке Пилесе 7009 (1501) года марта 27 дня. «И тоя грамоты свекрови своей Анны княгиня Огрофена рушити не велела.»
Касательно того, как велико было имущество княгинь, и какое участие принимали они в разделе наследства по смерти великих князей Рязанских, на это, кроме жалованных грамот, указывает договор 1496 г., по которому Анна получала четверть доходов со всего княжества, не считая ее собственного имущества.
Со второй половины XIII в. нам известно семь рязанских княгинь: во-первых, Анастасия, супруга св. Романа; потом Феодора супруга Ярослава Романовича, и Евдокия, жена Михаила Ярославича. О них мы знаем только по имени. Более известий имеем о супруге Олега Ивановича Ефросинии. За нею следуют три знаменитые княгини XV века: Софья, Анна и Агриппина; две последние особенно играли видную роль в последнюю эпоху рязанской самостоятельности. Живым напоминанием о благочестии княгини Анны служит большая соборная пелена, шитая на тафте разными шелками и золотом, с изображением тайной вечери и с надписью следующего содержания: «В лето 6993 индикта 3 сей воздух создан бысть в церковь Успенье Святой Богородицы в граде Переяславле Рязанском замышленьем благородной и благоверной и христолюбивой великой княгини Анны, и при ее сыне благородном и благоверном и христолюбивом князе Иоанне Васильевиче Рязанском, и при епископе Симеоне Рязанском и Муромском; а кончан сей воздух в лето 94 сентемврия 30 дня на память Святого Священномученника Григория Великого Армении».
Что касается вообще до степени образованности в Рязанском княжестве в последнюю эпоху его самостоятельности, то мы думаем, что в этом отношении оно немногим чем отстало от центральных русских областей. Известно, в какой тесной связи с распространением христианства находилось развитие древнерусской цивилизации. К сожалению, у нас слишком мало данных, чтобы следить за успехами христианской проповеди на рязанской украйне. Мы уже говорили, что в начале XIV в. положено было начало христианству в Мещере. От XV в. до нас дошло два известия о крещении язычников в Рязанской области. Одна старинная рукопись рассказывает, что в княжение Василия Дмитриевича христианская вера была водворена в городе Мценске, где находилось много язычников. «Великий князь отправил туда войско, а митрополит Фотий священника; язычники, устрашенные силою оружия и пораженные слепотою, послушались проповеди, и жители как самого города, так и его окрестностей были крещены». Этот факт довольно важен для нас, хотя Мценск принадлежал к Рязанской области, только взятой в обширном смысле; он бросает свет на состояние юго-западной части княжества. Потом св. Иона, впоследствии митрополит Московский, во время управления Рязанскою и Муромскою епископиею, крестил язычников в пределах своей паствы. В житии его пишется: «И поставлен бысть блаженный Иона епископ градом Рязани и Мурому и многие тамо неверные, к Богу обратив, крести». О том, как долго язычество и отчасти магометанство сохранялось в восточной части княжества, можем судить по известиям о крещении мордвы в конце XVI в., и по апостольским подвигам рязанского архиепископа Михаила, который в XVII в. обращал мордву и татар в уездах Шатском и Тамбовском, и подвиги свои запечатлел собственною кровью.