Кузнецы железу
«Кузнец — всем ремеслам отец», — гласит русская пословица. Из черного металла рязанские кузнецы изготовляли разнообразные орудия труда, бытовую утварь, оружие, конскую сбрую.
Проявлявшие «хитрость», «художьство кузньчько» кузнецы- «ковали», хранители тайных познаний, передаваемых только сыновьям, издавна слыли в народе связанными с самим чертом мудрецами и колдунами, обладателями магической власти над вещами и людьми. Все стихии участвовали в их труде: земля, из недр которой добывали руду, огонь, подчинявший воле человека металл, воздух, его охлаждавший, и, наконец, вода для закалки изделия. Суеверное отношение к кузнецам как к кудесникам нашло отражение во множестве обрядов и поверий.
Эти «рукодельные люди» приобретали металл у плавильщиков железа. Их огнеопасные мастерские обнаружены в самых густонаселенных кварталах Рязани, а не в стороне от них.
Кузниц в Рязани не обнаружено; вероятно, они помещались в сараях или под легкими навесами. Об инструментарии кузнецов можно судить по находкам молота-кувалды для нанесения сильных ударов обеими руками, молотков-ручников для обработки изделия одной рукой, зубил, клещей-кусачек для откусывания мягкого металла.
Ассортимент древнерусских кузнечных изделий превышал 150 наименований. Многочисленны и разнообразны вещи из железа, обнаруженные в Рязани. Как показал их металлографический анализ, кузнецы владели всеми приемами ковки, сварки, термической обработки путем резкой закалки в холодной воде, которая давала высокую прочность стали. Мастера в совершенстве освоили такие операции, как вытяжка металла, рубка и обрезка, пробивка отверстий, изгиб, обжатие, обточка. Металл поковок (и железо, и сталь) отличается мелкозернистостью и равно мерностью строения, минимальными шлаковыми включениями.
Около 140 рязанских предметов из черного металла подвергли микроструктурному анализу. Он заключается в том, что в поперечном сечении рабочей части изделия вырезают образец, называемый шлифом. Шлиф полируют, протравливают особыми реактивами и изучают под микроскопом, что выявляет структуру и рабочие качества орудия. К примеру, семь технологических схем выявлено при исследовании ножей. Самая распространенная группа — универсальные ножи, необходимые как в хозяйстве, так и в быту. Другие употребляли как столовые, а также для работ по дереву или как боевые — засапожники. При наиболее сложной и совершенной технологии в центре изделия помещали стальную пластину, а по краям приваривали железные полосы. В результате сталь всегда выходила на острие ножа: он как бы самозатачивался. Часть ножей цельностальные, на одном стальное лезвие вварено в железный клинок. Меньших затрат времени требовала техника наварки стального лезвия на железную основу.
Кузнечная сварка стального лезвия с железной основой клинка позволяла экономить сталь и выпускать изделия на широкий рынок. В этой технике, самой распространенной в русских городах XII—XIII вв., изготовлены рязанские серпы и косы-горбуши, долота и наконечники дротика. Из обычного кричного железа ковали рыболовные крючки, шилья, наконечники стрел. К цельностальным орудиям относятся двуручная пила, пробойник, ножницы, кресала для высекания огня.
Рязанские кузнечного дела мастера украшали парадное оружие и предметы снаряжения всадника, например шпоры инкрустацией серебряной проволокой.
С необходимостью производства массовых стандартных изделий на продажу, особенно с XII в., связана известная и по письменным источникам специализация ремесленников. В огромном количестве ковали гвозди гвоздочники, не Покладая рук трудилась ножовщики. Из мастерских котельников выходили котлы и сковороды. Высокого искусства требовало изготовление надежных и прочных замков, множество которых найдено в Рязани. При работе только над одним комплектом: замок, его дужка и ключ — с точностью подгоняли и соединяли от 30 до 50 деталей. Некоторые экземпляры покрывали тонким слоем меда. Из рук замочников выходили крупные врезные замки для дверей, маленькие — для сундуков и ларцов, висячие , дверные замки разных размеров и систем. Наибольшее распространение получили цилиндрические пружинные замки. Особым почетом окружали мастеров-оружейников: щитников, бронников, шлемников — вооружение князей, бояр и дружинников ценили очень высоко.
Художественными достоинствами обладали мелкие железные украшения — пряжки, булавки, фигурные накладки от шкатулок.
Пришлому человеку не нужно было спрашивать дорогу к кузнице. Уже издали он слышал тяжелые удары молота, веселый звон ручника о наковальню, непрерывные вздохи кожаных мехов. И, переступив порог, он видел освещенного пламенем горна полуобнаженного человека. Черный от копоти, этот повелитель стихийных сил природы казался суеверному уму неким выходцем из преисподней.