Гончары

май 2009 г. | Категория: Культура  | Просмотров: 10402

Среди археологических находок наиболее многочисленны черепки керамической посуды. Их огромное количество, исчисляемое сотнями тысяч, поражает неспециалиста, но ведь изделия из обожженной глины, пусть даже и в обломках, практически сохраняются вечно. От деревянной же утвари уцелели до нашего времени только металлические части, например железные дужки от ведер.

Успехи земледелия и скотоводства дали толчок к выделению гончарного ремесла. Потребность населения в дешевой глиняной посуде для хранения и приготовления масла, сметаны, творога, молока, мяса и продуктов землепашества многократно возросла. Грубой лепной керамики, сделанной только для своих нужд, уже нет в Рязани. Вся посуда выполнена на ручном гончарном круге, устройство которого восстанавливается по этнографическим наблюдениям. В скамье из толстой доски, стоящей на двух плахах, прорезали отверстие для основания оси. На верхний конец оси наглухо насаживали деревянный круг диаметром 15—20 см. Во время работы мастер сидел верхом на скамье, вращая круг левой рукой, правой формовал сосуд из жгутов глины, налепляемых по спирали. С изобретением круга появились искусные профессионалы: отныне мастерство передается от отца к сыну, от деда к внуку.

Гончарный горн
Гончарный горн

Гончарный круг рассчитан на массовое производство посуды. Чем же торговали гончары Рязани, снабжавшие своим товаром и город, и ближайшую сельскую округу? В связи со словом «горнец» — горшок — ремесленник, изготовлявший глиняную посуду, назывался в древности «горньчар». Горшки разных размеров и пропорций, некоторые с крышками, служили и для приготовления пищи, и для хранения запасов, и как столовая посуда. Кухонные горшки сохраняют следы нагара. Любопытно, что универсальный древнерусский горнец известен не только археологически, но дошел до нас в живой народной традиции. Как повседневную бытовую посуду, горшки, украшенные горизонтальными или волнообразными линиями, до сих пор вывозят на базары в разных местностях России. В рязанских погребениях XI—XII вв. обнаружены только горшки. И в дальнейшем они оставались самыми распространенными сосудами, приспособленными для варки в печи.

С середины XII в. ассортимент керамических изделий обогащается. Городские гончары создают десятки форм кухонной, столовой и тарной посуды. Без нее невозможно представить ни интерьера жилища, ни общей трапезы. Часть сосудов, найденных в постройках и ямах, удалось склеить реставраторам, часть графически реконструировать по уцелевшим частям. Низкие широкогорлые миски («мисы», «плоскы»—плошки), иногда с одной ручкой, были приспособлены и для жидкой и для густой пищи. Крупные мисы предназначались для коллективных застолий, небольшие находились в личном пользовании. Маленькие плошки употребляли в качестве масляных светильников, в которые опускали фитиль. Специальные миски и горшки с отверстиями в нижней части для стекания сыворотки служили для приготовления творога. Глиняные сосуды-«латки» типа противня, сковороды, применявшиеся для жарения или выпечки хлеба, даже попали в поговорки: «От мила куманька черепок да латка, и то подарочек». В глиняную втулку сбоку сковороды вставляли деревянную рукоятку, чтобы ставить и вынимать сосуд из печи. Жидкости и сыпучие продукты, например зерно, хранили не только в привезенных из Крыма амфорах, но и в местных «корчагах» — сосудах с шаровидным туловом и низким цилиндрическим горлом до 50 см высотой. Найдены двухъярусные светильники из расположенных друг над другом чаш. В верхнюю, приподнятую на поддоне, наливали жир и вставляли фитилек. Горшочки очень маленьких размеров наполняли солью и специями.

Как показало исследование керамики, гончарное ремесло Рязани не оставалось без изменений, хотя формы и орнаментация посуды в целом устойчивы. Для точного определения времени горшков, помимо других признаков, особенно важна профилировка их венчиков, так как в различные периоды их формовали по-разному.

Наиболее ранняя керамика с Северного городища сделана из грубого глиняного теста с примесями крупных зерен кварцита, шамота — толченых черепков посуды, речного песка, слюды, кострики или рубленой соломы. Примеси позволяли изделиям сохранять форму при обжиге. Но нередко обжиг еще несовершенен; в изломе черепка заметно, что его середина сохранила не прокаленный серый цвет. Кроме излюбленного гончарами волнисто-линейного орнамента широко применяли штампованный или ямочный. Зубчато-гребенчатый или нанесенный колесиком узор на все тулово сосуда придавал ему нарядный вид. Такая посуда, украшенная рядами квадратных, ромбических, треугольных, овальных или скобковидных вдавлений, не предназначалась для рынка, так как за пределами Северного городища она отсутствует.

Со второй половины XII в. вместе с усовершенствованием гончарного круга и распространением керамических горнов улучшается качество изделий. Стандартную посуду для массового покупателя формуют из мелкозернистой глиняной массы без грубых примесей, она равномерно обожжена, тонкостенна и при ударе издает звон.

Неподалеку от гончарных горнов, открытых в Рязани, обнаружены ямы, где ремесленники хранили глину для изготовления так называемой белой керамики. Сами горны двух типов. При двухъярусной конструкции внизу находилась топка, отделенная от верхней камеры для загрузки посуды горизонтальным подом с отверстиями для прохода горячего воздуха. В одноярусном горне открыт кирпичный пол, топочная камера находилась сбоку. В нем обжигали сосуды, покрытые желтой и зеленой глазурью, архитектурные декоративные плитки, глиняные яйца-писанки.

До сих пор среди ученых нет единого мнения о назначении рельефных клейм на днищах горшков. Это отпечатки знаков, вырезанных вглубь на деревянных подставках, укреплявшихся на гончарных кругах. У восточных и западных славян клейма близких начертаний получили широкое распространение с XI в. Давно высказана гипотеза, что они являются древними магическими символами-оберегами от болезней и злых духов. Если отвлечься от смысла рисунков и допустить, что это только знаки заказчиков или усложняющиеся меты наследственных династий гончаров, то трудно объяснить, почему метили незначительную часть посуды (в Рязани не более 1 проц.), почему большинство клейм, одинаковых на огромных территориях, совпадает с языческими символами, восходящими к бронзовому веку и универсальными для разно этнических племен. Постепенное внедрение христианства не уничтожило традиционных суеверий. Естественно, что клейменой керамики гораздо больше в малых городках и сельских поселениях (хотя гончаров там было меньше), чем в таких центрах, как Киев, Чернигов, Новгород, Рязань, где архаические верования отступали на периферию культуры.

Возможно, в горшки, помеченные клеймами, наливали целительную жидкость, которую пили или умывались ею для избавления от хвори и предохранения от «дурного глаза». Обычай умывания с «громовой стрелки» сохранялся до недавнего времени, а среди рязанских клейм встречаем изображение стрел — атрибута бога-громовника Перуна, победителя бесовских сил. Бытовали поверья о лечении бесплодия «перуновой стрелой»: стрелы, нацеленные «в плоть», упоминаются в русских заговорах. Распространены в Рязани и клейма в виде ключей — символа изобилия, благополучия домашнего очага. В русских заговорных формулах замки-ключи призваны замкнуть, то есть обезвредить «колдуна и колдунью, ведуна и ведунью и упыря».

В основе большинства клейм лежат одинаковые фигуры в различных сочетаниях: крест, свастика, пятиконечная звезда-пентаграмма, розетка, круг, квадрат. С древнейших времен кресты и свастики служили знаками огня и солнца, приносящими благоденствие и счастье. Обычны клейма в виде колеса, связанные с идеей солнечной колесницы, катящейся по небосводу. Мифопоэтическое уподобление солнца колесу, восходящее к глубокой древности, характерно и для славян. Круг с двумя симметричными полукружиями внутри напоминает луну в разных фазах. В мотивах перекрещенного квадрата или ромба усматривают символ матери-земли, дарующей плодородие. Интересно, что некоторые знаки небесных светил представлены как бы во вращательном движении. Какие-то космологические представления отражены в спиралевидных клеймах.

Как и привески-амулеты, магические знаки на сосудах, «охранявшие» пищу, особенно многочисленны в пределах «старого города» — Северного городища. В ранний период истории Рязани даже христианские символы — кресты осмысляли как обереги, связанные с почитанием огненной стихии.

Единичные сосуды с клеймами в форме трезубца — «знака Рюриковичей» скорее всего изготовлены для князей.