Стеклоделы

май 2009 г. | Категория: Культура  | Просмотров: 9741

Прозрачность, блеск, красочность – все эти свойства отличали стеклянные браслеты — украшения, излюбленные древнерусскими горожанками. Модницы Рязани не составляли исключения: при раскопках найдены тысячи обломков гладких, крученых, витых, рифленых, трехгранных браслетов. Только на площади боярской усадьбы в раскопе их обнаружено свыше 700. Возможно, ее владелец получал доход от перепродажи ходкого товара.

Стеклоделы
Стеклоделы

Браслеты, носимые по нескольку на запястьях, изготавливали из стержней, согнутых кольцом в горячем состоянии и сваренных в местах скрепления. Среди них встречаются и совсем маленькие — детские. Хрупкость стекла компенсировалась регулярным притоком новых браслетов, их дешевизной.

Цветовая гамма украшений сводится к фиолетовому, синему, голубому, желтому, зеленому и коричневому, но их оттенки разнообразны. Прекрасны медово-золотистые браслеты, как бы впитавшие блеск солнечных лучей, бирюзовые, словно летнее южное небо, зеленые, напоминающие о земном растительном изобилии. Большинство браслетов прозрачные, но некоторые из заглушённого, матового стекла. Особенно нарядны перевитые разноцветными стеклянными нитями.

Как показали подсчеты специалистов, рязанские стеклоделы предпочитали бирюзовые и зеленые браслеты. Стекло окрашивали введением микропримесей к основному составу — окисла меди для бирюзовых, окисла марганца для фиолетовых. Рязанские женщины носили и стеклянные перстни.

Мастерские стеклоделов в Рязани пока не обнаружены. Но об их существовании свидетельствует находка бракованного браслета, смятого в момент изготовления.

В состав шихты — смеси для плавки стекла — входили мелкозернистый речной песок, поташ, добываемый из золы, окись свинца (сурик). Технологические рецепты, выявленные при помощи спектрального анализа тысяч вещей из древнерусских городов, помогли восстановить историю стеклоделия на Руси. На рубеже X—XI вв. в связи с широким размахом храмового строительства после принятия христианства византийские мастера организовали в Киеве мастерские по изготовлению мозаичных стекол. Постепенно, в результате упорных творческих поисков, киевские ремесленники создали оригинальную рецептуру стекловарения на местном дешевом сырье. И киевские и рязанские браслеты сделаны из калиево-свинцово-кремнеземного стекла. Доля собственного производства браслетов не достигала в Рязани и 25 процентов, остальные — из Киева, законодателя мод в Древней Руси. Отсюда распространялись передовые технические достижения, заимствовали формы и декор вещей. Мода на браслеты разноцветного стекла пришла на Русь из таких причерноморских владений Византии, как Херсон, и южных форпостов Киевского государства — Тмутаракани на берегу Керченского пролива, Белой Вежи — крепости на Нижнем Дону.

На основе стеклоделия развивалось эмальерное дело, выделка кубиков смальты для мозаичных работ, полихромной поливной керамики.