Косторезы

июль 2009 г. | Категория: Культура  | Просмотров: 13799

Наименования резчиков по кости отражали их специализацию или инструментарий, которыми они пользовались. Работа костореза — сложная и длительная, идет ли речь об утилитарных предметах массового спроса или художественных произведениях. Кость прочнее древесины, ее обработка требует большей затраты труда. Мастера костяных дел изготовляли и мелкие поделки из дерева: ведь инструменты были одни и те же. Это — пила и сверло, нож и резец, струг, токарный станок. Об устройстве токарного станка, на котором вытачивали круглые объемные вещи, например, шашки, пуговицы, ничего сказать нельзя. Остальные инструменты косторезов хорошо известны по раскопкам в Рязани.

Мастерская костореза
Мастерская костореза

В 1978 году была почти полностью исследована усадьба ремесленника, хозяин которой специализировался на изготовлении костяных гребней. Его небольшая, слегка заглубленная в землю мастерская и все пространство вокруг были насыщены сотнями заготовок из кости и рога, отходами и бракованными предметами.

Поделочным материалом служили кости крупного и мелкого рогатого скота, лошади, рога лося. Резчик особенно ценил рог из-за его пластичности, мягкости и размеров, позволявших вытачивать вещи разной величины и формы. Рога не требовалось обезжиривать.

После тщательного отбора образцов следовало обезжиривание и размягчение кости посредством варки и неоднократного кипячения в воде со щелоком. Для этого служила расчищенная в углу мастерской глинобитная печь с сохранившимся подом. После длительного вываривания берцовых, пястных и плюсневых костей с помощью клиновых зажимов гребенщик расправлял их в плоские пластины и расчленял лучковой пилой. У двусторонних гребней одна сторона нарезана толстыми редкими зубьями, а другая представляет собой частый гребень гигиенического назначения. В ход шла миниатюрная пилка, подобная той, которая вместе с ножичком и каким-то третьим инструментом была найдена нанизанной на кольцо в мастерской костореза на Северном городище. Широкие плоскости гребня мастер обрабатывал ножом, плоским стругом с лопаткообразным лезвием и зачищал напильником. Тем же напильником он затачивал и округлял зубья. К инструментам костореза относятся сверло с заостренным ложковидным пером и крючковидный резец.

Кроме неорнаментированных, мастер делал наборные гребни с украшенными накладками. Узор наносился маленьким циркульным резцом, одна ножка которого ставилась неподвижно, а другая описывала вокруг нее кружок.

Рукоятка ножа
Рукоятка ножа

Циркулярный орнамент характерен и для рукоятей ножей из расщепленных на пластины трубчатых костей или распрямленных ребер. Из роговых отростков вырезали овальные пластинки-затыльники, крепившиеся на торце деревянной рукоятки ножа. Многочисленны костяные орудия для изготовления одежды: иглы для сшивания грубых материалов, вязальные иглы из полых птичьих косточек со срезанным под углом концом и отверстием в нем, проколки, кочедыки, употреблявшиеся для плетения изделий из луба и бересты. Трубчатые косточки с парой просверленных друг против друга отверстий употребляли для ссучивания нитей; полые цилиндрики с несколькими расположенными в ряд отверстиями использовали при подготовке для тканья на горизонтальном ткацком стане. При помощи этих цилиндриков-юрков соединяли продольные разноцветные нити основы, идущие параллельно вдоль ткани.

Найденные в Рязани костяные предметы боевого и охотничьего снаряжения отражают влияние культуры степных кочевников, особенно принадлежности воина-всадника и его коня. По своей форме псалии — подвижные прищечные ограничители в удилах, застежки от конских пут, петли для подвешивания колчанов, шаровидные навершия плетей с клювовидным выступом схожи с кочевническими древностями. Обнаружено много втульчатых и черешковых наконечников стрел — пулевидных, применявшихся при охоте на пушного зверя и в бою, а также «томаров стрельныхи — тоже охотничьих, но с тупым концом, чтобы не повредить драгоценной шкурки. Многие костяные наконечники, например ромбовидные, подражали железным. Для нанесения внезапного удара в гуще конной схватки были незаменимы кистени. Их удлиненно-яйцевидные гирьки вырезали из рога лося и снабжали отверстием для металлического стержня с петлей на конце. Из рук рязанских косторезов выходили принадлежности одежды и украшения: круглые пуговицы, стержневые застежки, фигурные нательные крестики. О популярности детской игры в бабки, мы можем судить по находкам астрагалов домашнего скота, утяжеленных металлическими штырями. При азартной игре в кости — «зернь» — метали кубики с нанесенными циркулем очками на гранях от 1 до 6.

Вырезанный роговой кружок из раскопок в Рязани с изображением пешего воина мог относиться к богатому набору для игры типа шашек или служить привеской. Массивная фигура воина в рост выполнена в высоком рельефе. Резчик точно передал детали костюма и оружия. Ратник одет в длинный подпоясанный кафтан из тяжелой ткани с оторочкой по подолу. Высокая шапка с острой опушкой напоминает княжескую. Правой рукой дружинник сжимает меч с круглым навершием рукояти и широким заострённым клинком. Левая рука воина покоиться на миндалевидном щите. Длинное верхнее платье, мягкая шапка с меховой опушкой, меч как символ власти позволяют признать в воине знатного дружинника или князя.

К образцам объемной резьбы относится печать в форме современной шахматной пешки, выточенная на токарном станке. На ее круглом основании вырезано вглубь изображение святого Георгия — воина со щитом, копьем и мечом. Можно предположить, что на печати представлен небесный покровитель рязанского князя Юрия Ингваревича, погибшего при нашествии Батыя.

К редким поделкам относится рукоятка ножа с тонким гравированным рисунком. Композиция на гранях включает трех птиц, идущих друг за другом. Параллельно им вьется растительный побег. Интересно, что тождественная фигурка птицы вырезана на костяной пластине, найденной на киевском Подоле, у берега Днепра. Сходство настолько велико, что в обоих изделиях усматривается рука одного мастера.

Из тонкой платины исполнена выразительная по своему динамизму фигурка хищника семейства кошачьих. Острые зубы зверя обнажены, гибкая спина угрожающе выгнута. Как воплощение силы и ловкости, изображение барса в агрессивной позе могло украшать какой-то предмет вооружения.