Кузнецы меди
Слово «кузнец» — производное от «кузнь», что означало всякую поделку из металлов, в том числе меди, бронзы и серебра. Мастера Рязани владели разнообразными приемами литья сплавов на медной и оловянной основе. В XI - начале XII в. преобладал способ литья по восковой модели как с потерей, так и с сохранением формы. При изготовлении плоских вещей — височных колец, подвесок к ожерелью, поясных накладок — вырезали их модели из воска, на которые наносили сложные узоры. Восковую модель заливали глиняным тестом. Когда глина высыхала, ее обжигали, после чего воск вытапливали и выливали через особый каналец-литок. В хрупкую глиняную форму, пригодную для двух-трех десятков отливок, лили металл. В двусторонних формах изготовляли бубенчики.
Сложные объемные вещи любых размеров и назначения отливали в «утрачиваемой форме», которую неизбежно ломали при извлечении изделия. Путем скульптурной лепки восковой модели делали часть перстней и амулетов-оберегов, но чаще крупные массивные предметы: боевые гири к кистеням, булавы, подсвечники, «кружевные» паникадила-хоросы — церковные «люстры», смонтированные из шести десятков частей. Обломки хоросов с ажурным плетеным орнаментом — частая находка на городище.
С XII в. вместе с растущим рыночным спросом русское бронзолитейное дело совершенствуется. Широкое распространение получают каменные формы, позволившие перейти к массовому выпуску украшений для рядовых горожан. Эти грубоватые цельнолитые вещи нередко подражали украшениям, знати, тисненным из драгоценных металлов. При исследовании Старорязанского городища встречены каменные формочки для отливки нательных крестиков, перстней, треугольных и круглых «монетовидных» привесок. Их узоры часто подражают зерни — напаянным мелким шарикам из серебра. К числу так называемых имитационных относятся формочки для изготовления звездчатой привески-колта и трехбусинных височных колец с ложно-зерневым орнаментом. Похожие тщательно вырезанные формы обнаружены при раскопках в Киеве: возможно, среди рязанских литейщиков работали киевские мастера. Подражая богатому княжеско-боярском у убору, они наладили ускоренное и дешевое производство для населения города и его округи.
Для отливки объемных украшений в жестких формах, например — колтов, применяли технику литья «навыплеск». Она позволяла делать тонкостенные вещи из бронзы, латуни или сплавов на серебряной основе. Через воронкообразный канал-литник (литок) в форму наливали металл, который начинал застывать прежде всего в местах соприкосновения с ее стенками. Через другой, более короткий литник успевали выплеснуть излишки металла, еще не успевшего затвердеть. Литье «навыплеск» давало возможность получать легкие полые вещи.
Некоторые литейные формы — образцы камнерезного искусства. Тонкая работа свидетельствует о верном глазе, уверенной, твердой руке мастера. Ремесленник, погибший в тайнике под Десятинной церковью во время штурма Киева монголами, захватил с собой, как главное богатство, целый набор каменных формочек.
Рязанские разъемные формы двусторонние или трехсоставные, с аккуратно пригнанными полированными плоскостями и гнездами для соединительных свинцовых штифтов. Их вырезали из мягких камней — мелкозернистого известняка или плотного сланца. В этих материалах резчик высокого класса легко добивался четких контуров углубленного рисунка, выполнял мельчайшие детали узоров.
В течение нескольких лет была полностью раскопана усадьба ювелира-литейщика, изготовлявшего на продажу маленькие нательные крестики—«крестцы малы». На ее территории среди производственного брака найдены крестики с имитацией зерни, литые пряжки и другие вещи. He подвергнутые дополнительной отделке напильником и резцом. В наземном жилом доме ремесленник выполнял операции по холодной обработке цветных металлов. В нем много отходов производства: кусков медной проволоки, обрезков бронзовых пластинок, бесформенных кусочков сплавов. Мастеру принадлежали два помещения с горнами, где он занимался операциями, связанными с литьем. Они представляют собой землянки площадью до 10 кв. м и глубиной до 1,5 м. Вертикальные стенки во избежание пожара поверх дощатой облицовки обмазаны глиной. От горнов сохранились лишь развалы прокаленной глины. На полу мастерских в мощном слое угля и золы обнаружены обломки тиглей-сосудов для получения расплавленного металла с прикипевшими частицами меди на дне, а также глиняные льячки (от глагола «лить») для разливания металла из тиглей. Льячки ложковидные, с втульчатыми ручками. Поверхность тиглей от сильного нагрева в горне застеклована. В мастерских найдены маленькие серебряные и медные слитки — сырье ювелира, застывшие брызги металла, шлаки.
С помощью спектрального анализа металла из усадьбы ювелира определен его химический состав: чистая медь при ничтожных — до тысячных долей процента — примесях висмута, мышьяка, золота. Сплавы для изготовления украшений насыщены оловом, свинцом, цинком, серебром, золотом, сурьмой, что предполагает знание специальных рецептов составления смесей.
Рязанские «кузнецы меди» были универсальными мастерами, владеющими тиснением, штамповкой, чеканкой, гравировкой. Их инструментарий включал простую и фигурную наковальню, молоточки, чеканы, клещи, пинцеты, сверла, резцы, доски для волочения проволоки, ножницы по металлу. Судя по археологическим находкам, умельцы Рязани ничуть не уступали ювелирам крупнейших городов Руси.